ПРОЕКТ СОЮЗА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
«Сеть правовой защиты потребителей»
Актуальность проекта, его цель и основные принципы
Данный проект является стратегическим, направленным на формирование в Российской Федерации отсутствующей в настоящее время целостной эффективной государственно-муниципально-общественной системы защиты прав потребителей, обеспечивающей эффективную защиту экономических интересов, формирование основ правового сознания и навыков рационального экономического и правового поведения граждан России, прежде всего низко- и среднедоходных групп, а также более справедливый доступ таких групп к информационной поддержке и правовой защите. Обе указанные функции обусловливают электоральную значимость данного проекта, прежде всего по отношению к средам, включающим низко- и среднедоходные группы населения, но также и по отношению к предметно ориентированным потребительским группам, таким как автовладельцы, пользователи компьютерных систем, средств мобильной связи, туристических услуг и т.д.
Актуальность проекта определяется тем, что, по данным ежегодных социологических опросов Союза потребителей Российской Федерации (СПРФ), свыше 80% российских граждан хотя бы раз в год сталкиваются с нарушениями их потребительских прав, которые причиняют им ущерб здоровью (22%), материальные убытки (62%), моральный вред (53%). При этом, несмотря на произошедшие за последние десять лет заметные позитивные сдвиги в правосознании и правовом поведении потребителей, более трети граждан не пытаются защитить свои нарушенные потребительские права. Для тех же, кто берется за это, важным фактором успеха становится получение квалифицированной информационной и консультационной правовой поддержки, особенно со стороны общественных объединений потребителей, куда обращается теперь за помощью каждый третий пострадавший и где, судя по данным опросов, КПД помощи оказывается наиболее высоким.
Исходя из этого, Партия «Единая Россия» и Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ) выступают с инициативой формирования инфраструктуры гражданского института общественной правовой поддержки потребителей в виде сети некоммерческих информационно-консультационных пунктов (в субъектах РФ) и центров (в федеральных округах) на базе хорошо себя зарекомендовавших региональных общественных объединений потребителей при государственной финансовой поддержке.
Основными принципами функционирования такой сети являются:
· обеспечение равных возможностей свободного и бесплатного доступа всем без исключения гражданам к информационным ресурсам сети;
· предоставление бесплатной консультационной помощи всем без исключения гражданам-потребителям;
· предоставление бесплатной квалифицированной правовой помощи при составлении претензий и судебных исков, а также поддержки в судах представителям социально незащищенных групп граждан;
· единое базовое информационно-методическое обеспечение функционирования сети, включающее обмен информационными ресурсами между субъектами сети на основе единых электронных регламентов.
Этапы реализации проекта, планируемые результаты и перспективы*)
Реализация проекта осуществляется в три этапа.
На первом этапе на базе методических и технологических разработок СПРФ в апреле - декабре 2007 г. в пилотном (экспериментальном) режиме создаются Центр обеспечения сети и информационно-консультационные пункты (центры) в 10-16 регионах России.
На втором этапе в январе - июне 2008 г. формируется сеть информационно- консультационных пунктов в 45-50 субъектах РФ и координирующих их работу центров в федеральных округах, осуществляется ее опытная эксплуатация.
На третьем этапе до конца 2008 года завершается формирование организационного, технологического и информационного обеспечения сети, разрабатываются предложения по развитию сети в муниципальных образованиях Российской Федерации.
Предполагаемый источник финансирования – средства СПРФ, гранты из средств федерального бюджета, предназначенных на поддержку развития организаций гражданского общества и начиная со второго этапа - средства государственных бюджетов всех уровней, предназначенные на поддержку развития организаций гражданского общества.
В результате будет создана и апробирована общероссийская сеть некоммерческих информационно-консультационных пунктов и центров правовой поддержки потребителей, функционирующая на основе единого методического и информационного обеспечения.
Условием сохранения и развития созданной сети будет готовность регионов включать в свои бюджеты расходы на их содержание: в 2008 году при 50-процентной поддержке федерального бюджета, в 2009 и последующих годах без такой поддержки. Это потребует принципиального политического решения Партии "Единая Россия".
Дальнейшее развитие сети может проходить в нескольких направлениях. Во-первых, за счет расширения состава субъектов сети путем создания информационно-консультационных пунктов для потребителей в муниципальных образованиях. Во-вторых, за счет новых функций, таких как информирование о качестве товаров и услуг, организация товароведческих экспертиз, процедур досудебного разрешения споров, выпуск изданий для потребителей и др. Предоставление части таких услуг на платной основе позволит снизить бюджетные расходы. В-третьих, за счет перехода на электронный вид передачи информации и создания на базе Центра обеспечения сети Интернет-портала по защите прав потребителей.
Оператор проекта
Оператором проекта является Общероссийский союз общественных объединений "Союз потребителей Российской Федерации". Учрежденный в декабре 1990 года, Союз стал одной из первых массовых неполитизированных ячеек гражданского общества в новой России. Объединяет свыше ста общественных организаций, защищающих права и интересы потребителей в 54 регионах России, – основную часть всех реально работающих в стране потребительских объединений.
Организация управления Проектом
Оперативное руководство Проектом обеспечивает его Координатор.
Консультативным органом Проекта является Экспертный совет, в состав которого входят члены Совета СПРФ и ведущие специалисты в области защиты прав потребителей, представляющие соответствующие федеральные, региональные и местные органы.
Координатор проекта
· обеспечивает организацию, планирование и координацию работ в рамках Проекта,
· представляет Проект в органах государственной власти, местного самоуправления, общественных объединениях.
Планирование работ и расходов
Общая последовательность и взаимоувязка решения задач по направлениям работ определяются укрупненным сетевым планом-графиком (Приложение 1), который утверждается Президиумом Генерального совета Партии по представлению Координатора Проекта и далее является неотъемлемой частью настоящего Положения.
Работы по Проекту ведутся и финансируются в соответствии с текущими сетевыми планами-графиками выполнения работ и производными от них сметами необходимых текущих расходов, принимаемыми на полугодие.
Текущие планы-графики выполнения работ по Проекту утверждаются его Координатором.
Для выполнения конкретных мероприятий укрупненного и текущих планов-графиков Координатор Проекта может создавать временные рабочие группы.
*) в связи с резким сокращением объемов финансирования Проекта этапы его реализации претерпели существенные изменения.